ВЕРСИЯ ДЛЯ СЛАБОВИДЯЩИХ

#гарин_михайловский #Щигровская_городская_библиотека

В феврале 2022 года исполнится 170 лет со дня рождения русского инженера, писателя и путешественника Николая Георгиевича Гарина-Михайловского и 130 лет его известной книге «Детство Тёмы» которая вышла в 1892 году. В детскую литературу Н. Г. Гарин-Михайловский вошёл в первую очередь как автор автобиографической повести «Детство Тёмы» и её продолжения. Его называли «поэтом труда», «человеком дела», «инженером». Чем бы он ни занимался: строительством очередной железной дороги, изданием журнала, литературным творчеством или преобразованием сельского хозяйства, он отдавался делу с таким энтузиазмом, с таким юношеским задором, что чаще всего самые невероятные проекты осуществлялись. Настоящая фамилия Николая Георгиевича была Михайловский. Он родился в Петербурге. Родители его были людьми богатыми. Отец – генерал лейб-гвардии уланского полка, боевой офицер, отличившийся во время венгерской кампании, мать – высокообразованная женщина, оригинальных, по тем временам, взглядов на воспитание. Крестил мальчика царь Николай Первый. Когда семья переехала в Одессу, мальчик учился в гимназии и окончил её в 1871 году. В 1972 году он поступил в Институт путей сообщения в Петербурге и через шесть лет, во время русско-турецкой войны, молодым инженером он был послан в действующую армию строить в Болгарии шоссе. С тех пор он всю жизнь занимался строительством: строил мосты, железные дороги. Работал в Батуми и Уфе, в Казанской и Вятской губерниях. Фактически Гарин-Михайловский был основателем города Ново-Николаевск, который теперь называется Новосибирск. Главная улица этого огромного города носит его имя. В 1879 году он женился и поступил на службу в Министерство путей сообщения, но не был создан для чиновничьей работы: человек горячий и правдивый, он быстро нажил себе врагов среди высшей инженерии. В середине восьмидесятых годов он уехал с семьёй в деревню в Самарской губернии. Под влиянием народничества мечтал восстановить местную крестьянскую общину и организовать образцовое хозяйство. Однако нововведения не прижились, и Михайловские вскоре оставили поместье управляющему, а позже его заложили. Уехав с семьёй в Петербург, он напечатал своё первое литературное произведение – очерк «Несколько лет в деревне», написанный под влиянием жизни в Самарской губернии. Первая его книга была сразу замечена. А. П. Чехов писал издателю А. С. Суворину: «Прочтите, пожалуйста, «Несколько лет в деревне» Гарина. Раньше ничего подобного не было в литературе в этом роде ни по тону и, пожалуй, искренности».
В 1886 году Михайловский вернулся к инженерной деятельности и принял участие в изысканиях на Самаро-Златоустовской железной дороге, один из участков которой позднее стал начальным в Транссибирской магистрали. Результатом его проекта была многомиллионная экономия. Тогда же Михайловский приступил к созданию автобиографической повести «Детство Тёмы». «Детство Тёмы» – это самое лучшее из всего созданного писателем. Переживания ребёнка, который хочет все сделать как можно лучше, но из-за живости характера творит немало бед, писатель передаёт с огромной психологической глубиной. Неотвратимость наказания приводит мальчика в ужас, он даже готов попросить отца, чтобы тот отрезал ему руки, только не наказывал за погубленный цветок и сломанные лозы. Одна из самых ярких глав в повести – история о том, как маленький Тёма ночью идёт спасать любимую собачку, брошенную кем-то в колодец. Он преодолевает всё: трудное физическое напряжение, страх, холод, проявляя свой недюжинный характер. А через некоторое время из-за трусости предаёт своего соученика, убоявшись гнева директора гимназии. Для Гарина это главное – не занимательные эпизоды из жизни подростка, а глубокое проникновение в психологию человека, раздумья над несовершенством педагогических приёмов и в семье, и в обществе. Продолжая биографию своего героя, Гарин-Михайловский пишет повести «Гимназисты», «Студенты», «Инженеры», которые по сей день остаются лучшими произведениями русской автобиографической прозы. Кипучая энергия Гарина-Михайловского не иссякала. Он продолжал строить, работал изыскателем для создания новых железных дорог. Современники называли его «неукротимым». Свои книги он обычно писал не в тени уютных кабинетов, а во время ожидания ночного поезда на вокзалах, в лесу, куда забрасывала его судьба. Кроме любви к литературе, к инженерному делу, у Николая Георгиевича была ещё глубокая, непреходящая любовь к детям. «Не только своих, но и чужих, люблю всех детей, чьи бы они ни были», – говорил он Куприну. Кроме своих детей, у него было ещё трое приёмных. Нередко он вытаскивал из тюрьмы маленьких бродяжек, заботился об их дальнейшей судьбе. Любовь к детям казалась ему такой естественной, что он считал её присущей каждому человеку. «Пустяки, – говорил он, когда хвалили его «Детство Тёмы» – о детях все пишут хорошо, о них трудно писать плохо». В 1898 году по приглашению Петербургского географического общества Н. Г. Гарин-Михайловский вместе с партией изыскателей отправился с экспедицией в Корею. Фактически это было кругосветное путешествие: через всю Сибирь, Корею, Манчжурию до Порт-Артура. Оттуда через Шанхай, Японию, Сандвичевы острова, Сан-Франциско, Нью-Йорк и через Европу обратно в Петербург. Путешествие было не просто утомительным, но и опасным: инженеры чуть не погибли от рук хунхузов, едва не сгорели, им приходилось преодолевать горные перевалы и плыть в открытом океане. Наряду с географическими, Гарин-Михайловский совершил открытия в области фольклористики. О Корее он оставил благожелательные записки и в 1904 году опубликовал сборник сказок. С восхищением он рассказывал в своём дневнике, в каком почёте в то время в Корее был фольклор: «Пожилой кореец в белой кофточке и чёрной с большими полями шляпке, сидя на корточках, рассказывал нам новую легенду. Несколько корейцев также присев, внимательно слушают, иногда поправляют, иногда сам рассказчик советуется с ними». Он отмечал, что лучшие рассказчики в Корее пользуются особым почётом. К сказкам со всей серьёзностью относятся не только малыши: «взрослые, как дети, весь свой досуг отдают сказкам». В апреле 1903 года Н. Г. Гарин-Михайловский назначается начальником изысканий железнодорожных линий на южном берегу Крыма. Но постройка дороги была сорвана начавшейся Русско-японской войной. В 1904 г. Николай Георгиевич уезжает инженером в действующую армию на строительство дороги в районе Сеула. Одновременно он берет на себя обязанности военного корреспондента газеты «Новости дня». Но постройку дороги пришлось отложить в связи с неудачами русских войск. Зато статьи корреспондента Гарина, печатавшиеся почти ежедневно с апреля по октябрь 1904г., составили впоследствии книгу «Дневник во время войны». До самых последних дней Николай Георгиевич был деятелен и неутомим.С того времени как была написана знаменитая тетралогия, мир неузнаваемо изменился, детей воспитывают иначе. Но судьба мальчика Тёмы, который жил в 19 веке, продолжает волновать современных мальчиков и девочек. Предлагаем вам, наши дорогие читатели прочесть эти замечательные книги!

гарингарин170