14 марта - Русская Православная Церковь и все православные христиане отмечают День православной книги. Что же такое православная книга? Еще не так давно православной называли литературу исключительно церковную, раскрывающую православное вероучение верующим и тем, кто хотел бы приобщиться к церкви, литературу, признанную самой церковью: Священное Писание, богословскую и церковно-историческую литературу. Труды отцов церкви, жития святых, книги священников о собственном духовном опыте, книги о церковных обрядах, православных праздниках, руководства по участию в церковных таинствах, проповеди, книги о воспитании детей – все это православная литература. Совсем недавно в православной литературе появился еще один жанр, сразу ставший очень востребованным – книги, написанные священнослужителями для светских читателей. Это рассказы из жизни и священнослужителей, и людей светских, необычных, нестандартных, харизматичных. И начало ему положила книга митрополита Тихона (Шевкунова) «Несвятые святые». Сейчас появилось множество книг этого направления, некоторые можно прочитать в библиотеках нашей библиотечной системы. Буквальный перевод с греческого языка слова «православие» означает «правильное учение». Православие – направление христианства, которое исповедует основы добра, миротворчества и веротерпимости. Эти же ценности несет и православная книга. Поэтому понятие «православная книга» гораздо шире, чем просто церковная книга. В середине XX века, когда найти Библию и Евангелие было практически невозможно, если только они не сохранились в семье, как наследство бабушек и дедушек, когда богословская литература выдавалась из закрытых фондов библиотек только по особому распоряжению тем, кто писал научную работу, причем с атеистическим уклоном, роль православной литературы играла русская классика. Ф.М. Достоевский, один из самых ярких православных писателей и мыслителей XIX века, сказавший так много страшной правды о человеке, заглянувший в темные бездны человеческой души, писал об извечной борьбе добра со злом, о страдании и покаянии, о том, как пройдя мучительным путем греха, раскаявшись и обратившись к Богу, человек разрешает «проклятые вопросы» и постигает истинный смысл жизни. Целый ряд русских религиозных философов считают себя «духовными детьми Достоевского», как заметил Н. Бердяев. «Мы хотели бы ставить и решать «метафизические вопросы» в том духе, в котором их ставил и решал Достоевский», – пишет он. А.С. Пушкин, Н.С. Лесков, создавший, по словам М. Горького, «целый иконостас праведников и святых», Б. Зайцев, Н. Шмелев – все они мыслили в категориях православия, о чем говорит все тот же Н. Бердяев: «В русской литературе религиозные темы и религиозные мотивы были сильнее, чем в какой-либо литературе мира. Вся наша литература ... ранена христианской темой, вся она ищет спасения, вся она ищет избавления от зла, страдания, ужаса жизни для человеческой личности, народа, человечества, мира». И произведения советских писателей К. Паустовского, В. Крупина, О. Николаевой, Ю. Кублановского, В. Белова, прошедшего Афганистан В. Николаева, писателя-фронтовика Ю. Бондарева, и, казалось бы, совсем не православных Ч. Айтматова и Ф. Искандера, поднимают все те же вечные христианские темы и ищут духовные идеалы: свобода, нравственность, любовь, гуманизм, смысл жизни, выбор между добром и злом, место человека в этой жизни. А разве не православные писатели В. Шукшин, В. Солоухин, В Распутин? Пусть церковь называет их произведения не православными, а душеполезными, но по сути своей, именно о православных, христианских ценностях идет в них речь. «Вникните в православие: это вовсе не одна только церковность и обрядность, это живое чувство, обратившееся у народа нашего в одну из тех основных живых сил, без которых не живут нации», – писал Достоевский. Таким образом, границы между православной церковной книгой и книгой светской по сюжету, но глубоко христианской, по сути, провести довольно сложно. Ведь и «Апостол» Ивана Федорова, ко дню издания которого 1 марта (по старому стилю) 1564 года и приурочен День православной книги, был не просто богослужебной книгой, которая и сейчас используется в православных храмах, он был предназначен и для домашнего чтения, и для обучения детей. В Щигровской городской библиотеке ко Дню православной книги подготовлена выставка «Живое слово мудрости духовной».